Pfizer, Inc. — американская фармацевтическая компания, крупнейшая в мире в этой отрасли. Современное название получила в июне 2000 в результате слияния компаний Pfizer и Warner-Lambert Company.
Компания выпускает препараты для широкого круга потребителей под известными марками Benadryl, Sudafed, Listerine, Desitin, Visine, Ben Gay, Lubriderm, Zantac75 и Cortizone. Pfizer является изобретателем и производителем всемирно известного препарата виагра.
Производство препаратов осуществляется на заводах компании, расположенных в США, Великобритании, Франции, Италии, Голландии, Германии, Турции (всего — в 46 странах мира). Имеются представительства более чем в 100 странах мира, в том числе в России.
Основные подразделения компании: Human Health, Consumer Healthcare, Animal Health и Corporate Groups.
История
В 1849 г. двоюродные братья Чарльз Пфайзер и Чарльз Эрхард основали фирму Charles Pfizer & Co. Они взялись за производство химических препаратов, которых в Америке никто не производил. Фармакологическое будущее фирмы предопределил успех на рынке первого же лекарства, выпущенного кузенами, - глистогонного средства сантонин. Снадобье отличалось на редкость горьким вкусом. Пфайзер и Эрхарт додумались подсластить пилюлю, поместив лекарство в карамельную оболочку с запахом миндаля. Успех нового продукта был ошеломительным. Компания стала развивать медицинский бизнес.
Большую долю доходов фирме обеспечивало производство лимонной кислоты. Однако её производство зависело от импорта: ее приготовляли из сока лимонов или горьких апельсинов. Разразившаяся в 1914 году первая мировая война положила конец поставкам из Европы. Проблему с сырьем для производства лимонной кислоты решил Джеймс Карри, принятый на работу в Pfizer в 1917 году. После серии опытов по ферментации, в которых Карри использовал сахар и плесневые грибки, ученому удалось получить некоторое количество лимонной кислоты. Опыты, проводившиеся в условиях строжайшей секретности, увенчались успехом через 12 лет: к 1929 году компания смогла полностью отказаться от ввоза сырья из-за океана.
В 1928 г. Флеминг изобрел пенициллин. С началом второй мировой войны американское правительство обратилось к фармацевтическим компаниям с призывом присоединиться к дорогостоящим, но перспективным разработкам. Среди откликнувшихся была и Pfizer. В 1942 году сотрудник исследовательской лаборатории Pfizer Джаспер Кейн предложил использовать для производства пенициллина метод ферментации в глубоких резервуарах, применявшийся для выпуска лимонной кислоты. Шла вторая мировая война, и армии требовалось огромное количество антибиотика. Госзаказ американского правительства на поставки пенициллина в войска получили два десятка компаний. Pfizer была вынуждена поделиться своей технологией с конкурентами, однако никому из них не удалось достичь таких же объемов производства. К дню открытия второго фронта Pfizer выпускала 90% всего пенициллина, поставлявшегося в войска союзников.
В первые 100 лет существования Pfizer распространяла подавляющее большинство своих медикаментов через другие компании, которые продавали их под собственными торговыми марками. В то время компания запустила масштабную исследовательскую программу по созданию нового антибиотика. Новый исполнительный директор Pfizer Джон Маккин заявил: «Если эта программа принесет плоды, то нам не следует повторять ошибок с пенициллином и передавать технологию другим компаниям». В компании решили развивать собственный брэнд. Новый антибиотик назвали «террамицин».
В 50-е годы Pfizer вела активную экспансию, превращаясь в транснациональную компанию. Начав с сети торговых агентов в нескольких странах, Pfizer стала открывать представительства, дочерние фирмы и заключать партнерские соглашения по всему миру. Pfizer использовала стратегию, которая отличала ее от конкурентов: фирма наделила глав местных филиалов правом принимать важные решения самостоятельно, не дожидаясь их утверждения в головном офисе.
Во второй половине 90-х годов Pfizer ежегодно выделяет на новые разработки почти $2,5 млрд. В последующие пять лет Pfizer готова выпустить на рынок более 50 препаратов. Pfizer создал главный лекарственный хит десятилетия, лекарство от импотенции «Виагра». Но разработки новых лекарств обеспечивают лишь часть успеха. Грамотный маркетинг - вот за счет чего компания борется с конкурентами.